Официальный сайт МОУ СОШ №10 г. Ярославля

Образовательная программа «Школа России»


Учитель, готовя очередной урок, часто ставит перед собой вопросы:

- Современен ли мой урок?

- Каким должен быть урок в наше время?

Стремление учителя в своей профессиональной деятельности соответствовать времени вполне естественно. Столь же естественно это стремление и для любого автора, разработчика школьных программ, учебников, учебно-методических комплектов.

Авторы проекта «Школа России» видят свою цель в том, чтобы средствами учебно-методического комплекта обеспечить современное образование младшего школьника.

В повседневной жизни часто произносится слово «современное» и не всегда ему придается должное значение. Говоря о современном образовании, современной школе, мы хотим поставить ударение именно на этом слове, имея в виду не простое обозначение их временной принадлежности, а качественную характеристику формируемой системы как школы, отвечающей реалиям, потребностям и надеждам сегодняшнего дня, вызовам современного мира и имеющей надежный потенциал для дня завтрашнего, во всяком случае для прогнозируемого будущего. При этом мы имеем в виду не только время, но и место действия.

«Школа России» создается в России и для России. И это также не простая констатация «пространственной» принадлежности проекта, а его качественная характеристика, отражающая существенные черты образовательной системы, на построение которой направлены наши усилия. Считаем, что предлагаемая нами модель школы отвечает потребностям современного этапа развития страны, предвосхищает будущее и в известной мере готовит его.

Главную идею нашего комплекта можно сформулировать следующим образом: Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Именно такая школа будет достойна России.

Мы строим свой учебный комплект на фундаменте, который считаем очень надежным. Таким фундаментам являются новые достижения педагогической теории и практики, относящиеся прежде всего к широкому пространству гуманной педагогики, имеющей, как известно, глубочайшие корни в классическом педагогическом наследии, отечественном и мировом. Мы опираемся на новые теоретические концепции, идеи как общепедагогического, так и конкретно-методического характера, что обеспечивает новое видение школы в целом и каждого учебного предмета в отдельности.

Мы уверенно опираемся также и на традиции отечественной школы, осознавая их исключительную ценность и значимость. В российской педагогике утвердилось понимание педагогического процесса как процесса введения человека в культуру. Культура же, как известно, невозможна без преемственности с прошлым, без традиций. Попытки создать некую новую культуру, прервав традиции, не приводят и не могут привести к успеху, о чем убедительно свидетельствует история. С нашей точки зрения, этот вывод справедлив и в отношении образования.

Для нас, авторов проекта «Школа России», традиция - это живая, неразрывная связь образовательного опыта предшествующих периодов с настоящим, это творческое использование всего плодотворного, что было заявлено в минувшем, но не получило своей реализации или же, обгоняя время, не смогло быть реализовано в полной мере, хотя и сохраняло чрезвычайно перспективную, живительную силу. Убеждены, что истинно современное оказывается таким, когда произрастает из прошлого.

Какие же черты предлагаемой нами модели образования следует выделить как наиболее существенные?

1. Учебно-методический комплект «Школа России» сориентирован на личностно развивающее образование младших школьников.

Произошедшие в России в последнее десятилетие коренные общественно-политические изменения освободили личность и вызвали к жизни разнообразные педагогические исследования, связанные с многоплановой проблематикой развития личности ребенка, в том числе младшего школьника. Крупным достижением педагогики стало обоснование личностной парадигмы в образовании. Изменились и цели начального образования: на первый план теперь поставлены цели воспитания личности, что четко обозначено в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Новизна этого положения бесспорна, если иметь в виду сравнение с определенным периодом прошлого. Однако новый подход имеет глубокие корни. Принципиально важно, что «особенность российской культурно-исторической традиции состоит в безусловном приоритете воспитания в образовательном процессе» (Е. В. Бондаревская, 2001). Сегодня эта традиция осмысливается и возрождается на новом уровне развития общества и педагогической науки. Авторы учебно-методического комплекта «Школа России» всегда работали в русле обозначенной традиции, считая, что главное назначение начальной школы - воспитательное. В полном соответствии с нею мы создаем и новые программы и учебники.

Приоритетным для нас, как уже было подчеркнуто, является духовно-нравственное развитие ребенка. На его поддержку направлено содержание учебных предметов и деятельность, связанная с освоением этого содержания. «Обогащенная память и подвижная мысль - при мертвом и слепом сердце - создает ловкого, но черствого и злого человека!» - писал И. А. Ильин. Вот и сегодня мы ориентируем наши учебники прежде всего на развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому. Именно духовно-нравственная доминанта в состоянии, по нашему убеждению, обеспечить выполнение культуросозидающей роли образования.

Обращение в первую очередь к человеческим качествам развивающейся личности ни в коем случае не означает недооценки других составляющих развития ребенка: психических процессов, творческих способностей, учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте. Конечно же, оно не означает и недооценки хорошо известных базисных задач начального образования, того, что начальная школа обязана научить ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности. Личность едина, и ее целостное развитие возможно только при должном внимании ко всем сторонам этого процесса.

Для достижения целей развития личности мы считаем необходимым строить обучение на основе постоянного пробуждения и поддержки творческого начала в ребенке. Поэтому при организации работы по нашему комплекту предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположении, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности как личностного качества. Избранный нами подход открывает перед детьми новые свойства в знакомом, создает питательную почву для взращивания интуиции, ассоциативного мышления, творческого воображения и других ценнейших качеств.

2. Программы и учебники комплекта обеспечивают граждански-ориентированное образование младших школьников.

Выше уже подчеркивалось, что наш учебно-методический комплект разрабатывается в России и для России. Мы считаем принципиально важным ориентировать его на воспитание школьников как граждан России. Известно, что освобождение образования от груза политизации и идеологизации прошлых лет сопровождалось определенными просчетами, приведшими к дефициту базовых ценностей, включающих такие личностные качества как гражданственность и патриотизм. Разработка и принятие на государственном уровне Программы развития воспитания в системе образования (1999 г.), Государственной программы патриотического воспитания граждан России (2001-2005 гг.) свидетельствует о решимости исправить ситуацию.

Для нас, авторов проекта «Школа России», работа в этом направлении - один из безусловных приоритетов. Различные аспекты родиноведческих и краеведческих знаний составляют значительную часть содержания наших учебников. Одну из важнейших своих задач мы видим в том, чтобы развивать у ребенка интерес к познанию, постижению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного величия. Считаем также необходимым закладывать в младшем школьном возрасте основы экономических знаний и правовой культуры.

Средствами разных учебных предметов мы стремимся воспитывать в детях любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Мы знакомим детей с образцами благородного служения Отечеству, стремимся показать причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины. Причем, речь здесь идет не только о «книжных» знаниях, но и о необходимости обеспечить доступный младшему школьнику опыт гражданского поведения, чтобы уже в этом возрасте ребенок мог почувствовать себя маленьким гражданином великой страны.

На наш взгляд, граждански-ориентированное образование в начальной школе - одно из условий построения и функционирования гражданского общества в России.

3. Комплект обеспечивает глобально-ориентированное образование младших школьников.

Характеризуя современный мир, мы должны констатировать, что живем в эпоху глобализации. При всей своей противоречивости этот процесс имеет впечатляющие, а во многом и вдохновляющие перспективы. Россия является неотъемлемым его участником и четко заявляет об этом в последнее время: энергично встраивается в мировую экономику, активно участвует в мировом культурном процессе, объединяет усилия с другими странами для утверждения более безопасного, справедливого и гуманного миропорядка. Общеизвестно, что человечество движется к «миру без границ» (в определенном, иногда почти буквальном смысле), объединенному современными системами коммуникации, новейшими информационными технологиями, индустрией туризма, личными отношениями людей, дружескими и родственными связями.

В этих условиях, по нашему убеждению, образование с неизбежностью должно стать глобально-ориентированным. Его направленность на развитие гражданственности и патриотизма ни в коем случае не означает стремления к изоляции от мирового сообщества. В наших учебниках Россия предстает перед учеником как часть многообразного и целостного мира, а ее граждане - одновременно и как жители Земли, как часть человечества, как участники мирового развития. Наши учебные программы и учебники построены таким образом, что ребенок с первых лет обучения в школе постепенно, шаг за шагом открывает свою планету, получая представления о ее природе, странах и народах, многообразии их культур, о связях, объединяющих всех людей, о достижениях и проблемах человечества. Все эти знания и связанная с их освоением деятельность эмоционально окрашены и направлены на утверждение в сознании ребенка ценностей согласия, сотрудничества, взаимопонимания. В этом наши подходы созвучны современ-ным идеям «культуры мира» (как противоположности «культуре вой-ны»), признанным международным сообществом и получившим убедительное развитие в педагогике (С. Н. Глазачев и др., 1999).

4. Комплект «Школа России» обеспечивает экоадекватное образование младших школьников.

Одним из наиболее серьезных вызовов современного мира человеку и человечеству является порожденный самими людьми экологический кризис. И это не фантазия экологов, стремящихся привлечь к себе внимание, а документально подтвержденная реальность, все острее ощущаемая каждым в повседневной жизни. Мир вступил в третье тысячелетие с тяжким грузом экологических проблем, которые на наших глазах перерастают в глобальную проблему выживания человечества.

Ответ на этот вызов давно ищут не только экологи, но и общественные деятели, философы, педагоги. На рубеже тысячелетий был принят исторический документ ООН - Повестка дня на XXI век» и концепция «устойчивого развития», понимаемого как такое развитие человечества, при котором его жизненные потребности удовлетворялись бы без ущерба для будущих поколений. Вместе с тем ведущие российские экологи выступили с теорией «биотической регуляции окружающей среды», поставив вопрос о принципиальных биосферных ограничениях развития цивилизации (Горшков В. Г., Кондратьев К. Я., Лосев К. С., 1996).

Философское осмысление современной реальности привело к выработке новой цивили-зационной парадигмы, настоятельно требующей формирования у людей нового мировоззрения. Его называют по-разному - «экологическим», «биосферным», «космическим». Но, независимо от названия, оно должно строиться на новой сис-теме ценностей, в которой Природа и Жизнь заняли бы место фундаментального базиса.

Стали очевидными новые задачи образования и их масштаб. Появились новые термины, например «образование для XXI века», «образование для устойчивого развития». В отечественной педагогике И. Д. Зверевым и его школой разработана глубоко обоснованная концепция экологического образования как процесса формирования экологической культуры личности и общества. На всю совокупность обозначенных подходов, идей, концепций, на новое понимание задач образования в ХХI веке мы и ориентируемся при создании нашего учебного комплекта.

Мы называем образование, которое обеспечивается с помощью наших учебников, «экоадекватным», то есть адекватным «дому», имея в виду своего рода «встраивание» растущего человека, свободной и творческой личности, в биосферу с ее системой императивных ограничений. Мы стремимся развивать у ребенка природосберегающее «чувство дома», воспитывать любовь и уважение к Природе во всех ее проявлениях - от цветка на подоконнике до целого Мироздания. Поэтому одной из важнейших составляющих нашей модели начального образования является экологическая этика и связанная с ее освоением эколого-этическая деятельность ученика. Эта деятельность, включающая анализ отношения к миру природы, оценку поступков, выработку «экоадекватных» норм жизни, направлена на духовно-нравственное саморазвитие личности ребенка в согласии и взаимодействии с Природой.

Рассмотренные нами характеристики комплекта «Школа России» теснейшим образом взаимосвязаны. Все они проецируются на личность ученика и отражают различные аспекты ее целостного развития, а их сочетание обеспечивает гармонизацию интересов человека, общества, государства и человечества в образовании.

При этом мы постарались придать учебно-методическому комплекту такие качества как фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому. Эти качества, по нашему убеждению, должны стать неотъемлемыми характеристиками начальной школы для того, чтобы она могла с успехом выполнять свое высокое предназначение.

Комплект состоит из учебников для 1- 4 классов по:

русскому языку авторов Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой;

математике авторов М.И. Моро и др.;

окружающему миру автора А.А. Плешакова;

чтению авторов М.В. Головановой и др.;

информатике авторов А.Л. Семенова и др.;

музыке авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой и др.;

физической культуре авторов Е.Н. Литвинова и др.;

ОБЖ авторов Л.П. Анастасовой и др.;

изобразительному искусству авторов Б.М. Неменского и др.;

художественному труду авторов Т.Я. Шпикаловой и др.;

английскому языку авторов З.Н. Никитенко и др.;

французскому языку авторов А.С. Кулигиной и др.;

немецкому языку авторов И.Л. Бим и др.;

испанскому языку авторов Э.И. Соловцовой и др.


На данном сайте вы сможете найти информацию о школе, её истории, её жизнь в настоящее время, а также сведения о преподавателях и администрации. Для удобства использования сайт оснащён навигационной панелью, которую можно видеть в левой части окна вашего браузера.

Автор сайта.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".


Hosted by uCoz